Период творчества в Российской Империи
до революции 1917 года
Развитие архитектуры в условиях мировых изменений начала 20 века.
Почтамт на Мясницкой улице (Москва, 1912
В 1910 году началось возведение нового здания Московского почтамта по проекту гражданского инженера Л. И. Новикова, состоявшего в должности главного архитектора ГУПТ МВД, и архитектора Оскара Мунца (автора фасадной композиции), при участии Леонида Веснина. Вот как описывает церемонию закладки здания почтамта газета "Московский листок":

"26 сентября происходила закладка нового здания московского почтамта. Так как с постройкой нового здания строительная комиссия очень спешит, то уже стены нового почтамта доведены до третьего этажа и закладка происходила не на фундаменте, как это делается обычно, а в третьем этаже, в круглом зале башни, которая будет подниматься над почтамтом. Здесь был устроен импровизированный шатёр из брезентов, декорированный зеленью и флагами... Новое здание почтамта, т.е. его центральная часть, представляющая громадный квадратный зал, в котором предполагается поместить все главнейшие отделения, будет закончено постройкой будущей весной и, весьма вероятно, уже откроется для почтовых операций в начале лета".

Строение возвели на месте двора усадьбы Лазарева, и задняя стена комплекса повторяла очертания старинного особняка. Архитектура здания решена в формах историзма, с преобладанием неороманских и неовизантийских мотивов. Изначально предполагалось использовать для облицовки фасада кирпич двух оттенков, что давало бы эффект чередования светлых и тёмных полос, как в византийской архитектуре. Но из-за внезапного подорожания кирпича на рынке было принято решение облицевать здание плитами искусственного камня под мрамор. Леонид Веснин разработал новый вариант проекта, сохранив общую композицию Мунца. Центр фасада выделен ризалитом и увенчан куполом на барабане, напоминающим византийские храмы. Для работы над элементами скульптурного убранства Веснин предполагал привлечь С. Т. Конёнкова. Однако в итоге фасад вышел аскетичным, почти лишённым декора.
Особняк Сироткина
(Нижний Новгород, 1913–1916)
Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения в историческом центре Нижнего Новгорода. Построен в 1913—1916 годах. Дом-особняк стал первой самостоятельной работой архитекторов братьев Весниных, впоследствии всемирно известных зодчих, лидеров советского авангарда.

До революции особняк был главным домом усадьбы купца Дмитрия Васильевича Сироткина. Изначально уже строился как музейное здание, которое владелец после смерти желал передать в дар Нижнему Новгороду. В настоящее время является одним из корпусов Нижегородского государственного художественного музея — отдел зарубежного искусства.

Особняк — яркий пример неоклассического направления ретроспективизма. По своим высоким художественным качествам является одним из значительных произведений предреволюционной русской архитектуры. По мнению искусствоведов Селима Хан-Магомедова, Михаила Ильина и доктора архитектуры Ольги Орельской — одно из лучших произведений русского неоклассицизма
Доходный дом И. Е. Кузнецова
(«Дом со львом») — здание в Красносельском районе Центрального административного округа города Москвы, построенное в 1908–1910 годах.

  • Особенности:
  • Архитектурным центром здания является глубокая арка, в которой на постаменте находится лев, удерживающий герб.
  • Над аркой размещён ионический портик с пилястрами, далее — ещё один ярус портика с полукруглой нишей, декорированный лепниной.
  • Здание имеет крупный скульптурный фриз с полуобнажёнными фигурами.
  • На северном фасаде здания расположена скульптура, изображающая Меркурия — бога торговли.
Made on
Tilda